Моя фотография
Имя:
Местоположение: Moscow, Russia

3/07/2010

Футурология. Русские утопии




Вот и начал для себя я 2010 год, то есть арт-год, ведь вчера я посетил первую выставку за эти 2 месяца. Местом моего променада стал центр современного искусства "Гараж". Для меня "Гараж" является лучшим выставочным пространством города, которое всегда привозит лучших художников со всего мира. Да редко, да на другом конце Москвы, но выставки всегда проходят на высочайшим уровне (в этот раз порадовали приятные молодые работники, а не бабушки из музеев) да и помимо арта можно посидеть в кафе или накупить интересных книжек по искусству и альбомов фотографов.

Впервые за время существования «Гаража» здешнее пространство целиком отдано российскому современному искусству. Была, правда, еще персональная выставка Ильи Кабакова на самом старте, в 2008 году, но все-таки этот автор на практике давным-давно иностранец, как бы ни эксплуатировались в его работах советские реалии. Несколько российских художников фигурировали также в составе международного проекта на прошлогодней Московской биеннале – и это все, пожалуй. Едва ли нынешнее выступление символизируют смену «гаражного» курса, но факт остается фактом: обе выставки построены целиком на отечественном материале, пусть даже куратором «Футурологии» стал француз Эрве Михайлов.

На одном пространстве представили сразу два проекта — «Футурология» и «Русские утопии», которые можно было объединить в одну, а то и вовсе их не делать — за отсутствием внятных задач. «Футурология» исследует авангардное движение начала 20-го века, демонстрируя влияние Казимира Малевича и его современников на актуальную арт-сцену. «Русские утопии» посвящены утопическому проектированию в русском искусстве. Вместе эти два проекта, собравшие работы более 40 художников, представляют разные траектории, по которым развивалось современное искусство в России.



Проект начинается с двух знаменитых полотен Малевича, к котором нельзя подобраться ближе, чем 2 метра, ибо неистово начинает пищать сигнализация. Оба полотна представляют два основных направления творчества художника: абстракции и фигуративности. Наряду с ними, в первой части выставки находятся еще 18 абсолютно новых масштабных работ современных русских авторов. Однако, практически никого из четырех десятков задействованных художников нельзя причислить ни к наследникам идей супрематизма, ни тем более к продолжателям революционного «утопического проекта», как было заявлено во вступительном слове.

Вот частичный список арт-объектов проекта: зиккурат из сена Николая Полисского, полиптих Айдан Салаховой «Предназначение» про исламскую эротику, гигантский рельеф из белой пластиковой сетки от группы Recycle, якобы отсылающий к образам сталинской монументальной пропаганды, но в действительности критикующий общество потребления (ох, как мне они надоели!) — все эти опусы по-своему занятны и одинаково не работают на концепцию. Скажем, инсталляция «Бархатная комната» группы «Медицинская герменевтика» (это авторский ремейк произведения 1991 года) напомнит, скорее, о Дэвиде Линче, нежели о каких-то «русских утопиях». Может, честнее было бы признать, что никакого стилеобразующего влияния на современных художников ни авангард, ни соцреализм не оказывают. Иронические парафразы, которых здесь в избытке, — они и есть иронические парафразы.

Но, в конце концов, это в разы, в десятки раз лучше того, что обычно предлагает ММСИ, где иногда кажется, что все сделано в подвале на Петровке. Да и где вы увидите еще Ольгу Свиблову, так много геев и сумок Chanel 2.55, от которых стало рябить в глазах.

Ярлыки: , ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница