Моя фотография
Имя:
Местоположение: Moscow, Russia

2/20/2010

Одинокий мужчина (2009)




Этой премьеры в России действительно стоило ждать полгода после премьерного показа на Международном кинофестивале в Венеции. Если раньше мы все знали Тома Форда исключительно как гениального дизайнера и хорошего фотографа, то с его творчеством для кинематографа знакомились впервые. Ни одной короткометражки, ни одного сценария, ни одной своей роли — словом, ничего. Следовало бы ожидать средненькую концептуальную работу, но мы получили шедевр не хуже "Горбатой горы" или "Харви Милка". В этом уверен не только я но и жюри фестиваля в Венеции, но и учредители Оскара и Золотого Глобуса. Одним словом, браво, маэстро! Могу сказать, что за последнее время это первый очень серьезный и глубокий фильм, который, как и следовало бы ожидать, не предназначен для широкой публики: в Москве он идет лишь в 6 кинотеатрах, а в Питере — в трех. Мне же, к счастью, удалось аж посмотреть в оригинале, чему я был невероятно рад, так как британский выговор самого Ферта и его подруги, героини Дж. Мур, того стоят (взять, к примеру, только фразу вымокшего до нитки Ферта: «I don`t need shower. I`m English»). Почему, вы спросите, он идет в таком ограниченном прокате? Да ответ прост: уж больно сюжет затрагивает щекотливые темы (гомосексуализм, отношение к нему), что он будет не очень понятен широкому зрителю, а следовательно, зритель этот на него и не пойдет, что приведет к убытку кинотеатров.

Вернемся к нашим баранам. Сюжет очень трогателен, но бонален. Правда, другая ориентация главного героя расставляет свои точки над i: Лос-Анджелес, 1962 год. Джордж, британский профессор, преподаватель колледжа, тяжело переживает смерть своего любовника. Справиться с горем ему помогают многолетняя подруга и один из студентов. Создание этого фильма имеет интересную предысторию. В 2002 г., работая креативным директором Gucci, Том Форд случайно прочел биографию одного из самых известных писателей-геев XX века Кристофера Ишервуда, тридцать три года прожившего в любви и согласии со своим бойфрендом. Реальная жизнь писателя настолько потрясла Тома, уже двадцать лет не менее счастливо живущего в браке со своим супругом Ричардом Бакли, что он дал себе слово — обязательно снять фильм по самому скандальному роману Ишервуда — «Одинокий человек», вышедшему в США в 1964 г. И через семь лет, когда у известного дизайнера появилось свободное время, Том Форд выполнил давнее обещание самому себе. На воплощение его мечты ушло всего 3 недели.

Фильм начинается со смерти Джима — любовника главного героя. Хочу сразу, сказать, что не смотря на столь очевидные вещи, фильм не о гомосексуализме, фильм — это ода любви. И, правда, неважно какой. «Ты спишь с женщинами, — спрашивает у своего друга Джим, — а влюбляешься в мужчин»? «Я не влюбляюсь в мужчин, я просто однажды полюбил тебя», — задумчиво отвечает ему Джордж. Ведь для героя любовь стала смыслом жизни, поэтому он решает с удовольствием (нет, не алкоголь и шлюхи, хотя судьба ему это предлагала) прожить последний день, а в конце покончить с собой. Чувствуя его состояние, его пытаются успокоить его студент и старая подруга. Вся трагедия одинокого человека заключается только в том, что он влюбился именно в Джима, оказавшегося единственным близким и дорогим человеком всей его жизни.

Перед тем как начну снимать шляпу перед актерами, хочется пройтись по великолепной операторской работе. Каждый кадр, каждая остановка камеры представляют собой уже готовый снимок для какого-нибудь глянцевого журнала. К созданию именно такого впечатления, судя по making-off фотографиям, приложил руку и сам Том. В отличие, от большинства фильмов, которые используют ретроспективные кадры стандартным способом, Том Форд снял их в такой уникальной, образной и непредсказуемой манере, как ни один режиссер до него. Ни в одном другом фильме Вы не увидите такую тонкую экспрессионистскую игру цвета, который перемещается из нескольких оттенков серого в изумительную палитру красок, тем самым указывая на тех людей, на те детали, на те вещи, которые хоть как-то оживляли героя после смерти любовника.

А теперь о, бесспорно, очень высокой игре актеров. Настолько высокой, что она была номинирована на несколько престижнейших премий. Подруга главного героя Чарли (Джулианна Мур) предстает перед нами в виде одинокой стареющей женщины, которая явно ужасно сильно это переживает, как великие актрисы переживают отсутствие своей востребованности. У них с главным героем даже были отношения по молодости. Чарли также бесконечно опустошена и одинока, как и Джордж, пытаясь решить все свои проблемы через алкоголь, так и не приняв полностью новую сексуальную ориентацию своего друга, в которого до сих пор влюблена. Момент их встречи, когда от любви до ненависти был сделан шаг, я нахожу выше всяких похвал. Колина Ферта я знал по очень небольшому количеству фильмов, но даже так я считаю, что это лучшая его роль. Он и она сумели передать невероятный диапазон эмоций своих персонажей практически без слов, только с помощью едва уловимых выражений глаз или наклонов головы. Что-то очень похожее делают Николсон и Де Ниро. Конечно, Том Форд пропихнул в фильм сразу двух своих протеже: бывшего любовника — модель Джона Картахарену, сыгравшего в фильме испанского гея и нынешнего — британского актера Мэттью Гуда, исполнившего роль Джима.

В итоге, это лучшее кино с большой буквы, в котором нет ни мудреных спецэффектов, ни масштабных декораций, за последние года. Она, пожалуй, стало одним из тех, которые люди называют "любимым". Бесспорно, must see. А за музыку огромное спасибо Abel Korzeniowski:

Ярлыки:

Комментарии: 1:

Anonymous sprain treatment сказал(а)...

а у Вас такой блог и такой сайт, что бейте ваших юных хакеров их же оружием!Если фонд устарел, то в Интернете море текстов, которые Вы можете под любым соусом подать как супер-пупер интересные(у Вас это получается)!

18 мая 2010 г. в 18:40  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница