Моя фотография
Имя:
Местоположение: Moscow, Russia

10/21/2009

Мой любимый sputnik. Харуки Мураками



Начав читать произведения Мураками в этом августе, я решил для себя, что буду идти в четком хронологическом порядке. Мне хотелось познать его от и до, сформировать у себя в голове некий путь его литературного эволюционирования, но, увы, ничего такого мне не удалось. После первых двух книг "Трилогии Крысы" — Слушай песню ветра и Пинбол 1973 — я взялся за одну из последних книг автора — Мой любимый Sputnik.

Когда я брался за написание рецензии по двум первым книгам, я всегда отмечал тот факт, что в книгах Мураками нет четкого сюжета, за их пересказом нельзя скоротать скучный вечерок. Можно, конечно, но как быть с потоком сознания героя? С его — и не только его — письмами, снами, воспоминаниями и видениями? Но сразу же после тог, как я перевернул первую страницу произведения, я в момент осознал, что это уже не тот писатель. Перемена в творчестве чувствуется очень четко, ведь не зря же прошли эти 15 лет.

Тут герои не курят по сигарете на страницу, не выпивают по 2 бокала пива в главу и не так часто слушают пластинки, видно в мире уже появились СD. Но все также повествование ведется от первого лица, все также главный герой кто-то другой и все также книга наполнена многочисленными метафорами, параллелями, аналогиями. И все также, когда у вас спросят, о чем книга, вам будет очень трудно подобрать нужные слова, даже если вы прочли уже половину произведения.

В книге в странных обстоятельствах действуют странные персонажи — и вообще куда ни плюнь, все кругом странное. Не мистика, не фантастика, не детектив, — джазовый дзен, неореализм, роман-аллегория. Сам Мураками в шутку называет свой жанр, оказывающий на читателя прямо-таки гипнотическое воздействие (Кашпировский нервно курит в коридоре), «суши-нуаром». Не даром после прочтения последних глав я попадал в некое непонятное состояние, походившее на коматозное.

Сюжет раскрывать не хочу, но осталось впечатление, что автор писал-писал, а потом ему это надоело, и он решил книжку оборвать на середине. Резко, бессмысленно. Как будто топором были обрублены все концы — хоп (!) — и все, больше ничего. Точнее не "ничего", а все просто опять идет по второму кругу, приобретая циклический характер, как sputnik. Во время написания этого поста пришел к выводу, что Мураками схож с современным искусством — все круто, все восхищаются, а смысл может объяснить только Художник.

Ярлыки: ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница