Моя фотография
Имя:
Местоположение: Moscow, Russia

1/23/2010

Норвежский лес. Харуки Мураками




Вот и закончился затяжной отпуск моего блога. Проводил я его в горах — на Домбаее — Интернет хоть там и был, но все же писать в блог за 200 рублей в 45 минут как-то too much. Но зато у меня достаточно много времени для чтения, а сию дело я люблю, поэтому, начав новую книжку Мураками, я с удовольствием окончил ее к приезду в Москву. И так, это был "Норвежский лес". Прежде чем я начну описывать свои впечатления и рассказывать о ней, предлагаю вам прочитать отрывок из романа, описывающий пьесы Софокла:
Особенность его пьес — в нагромождении всевозможных событий. Их столько, что за всеми не уследишь. Понимаете? Появляются разные люди, у каждого свои обстоятельства и причины, каждый по-своему ищет счастья и справедливости. Но при этом каждый тянет воз в свою сторону. Еще бы — ведь не бывает так, чтобы все оказались правы и счастливы. Отсюда сплошной хаос. Как вы думаете, что происходит? Все, на самом деле, очень просто. В конце концов, приходит бог и регулирует движение.

Вот так вроде просто и легко, слегка преводя стрелки на афинского поэта, Мураками описал практически весь роман, действие которого происходит в 1968-1970 годах. Главный герой, Ватанабэ - студент университета, приехал в Токио из Кобэ. В столице он встречает Наоко - бывшую подругу своего одноклассника. "Бывшую" - потому что одноклассник покончил жизнь самоубийством. Вспоминая об этом, Ватанабэ рассказывает, что с тех пор у него возник новый образ смерти. Он понял, что "смерть существует не как противоположность жизни, а как ее составная часть ... Раньше я считал смерть чем-то самостоятельным, отдельным от жизни. ... По эту сторону - жизнь, по ту - смерть. ... Однако после ночи, когда умер Кидзуки, я уже не мог судить о смерти так упрощенно. Смерть не была противоположностью жизни. Она всегда была здесь."

Дальше закручивается невероятно интересный и захватывающий сюжет, но это не Дэн Браун — книга все-таки не описывает один или несколько дней. Сравнивая с другими произведениями Харуки, видно, что в этом произведении не так уж много философских размышлений и глубоких метафор. Но у всех произведений Мурками есть и другая особенность — откровенные сцены секса и разговоры о сексе. В романе "Норвежский лес" этого много, даже, по западным меркам. Почему же их так много? Возможно, Мураками считает, что подобные откровенные разговоры помогают читателю избавиться от каких-то внутренних комплексов. Другой причиной может быть желание создать у читателя ощущения откровенности или искренности.

А теперь мне хочется вернуться к Софоклу. Открыв статью об особенностях его творчества и выделив пару строк, я спокойно могу провести несколько параллелей с "Норвежским лесом". "Он же ввёл в употребление расписные декорации" — ни одно из произведений Мураками не обладает такими пейзажами, что хотелось бы на века переехать в японскую глубинку с девственной природой. "Софокл любит противопоставлять друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами — для подчеркивания силы характера одного при его столкновении с другим" — у Мураками это, к примеру, главный герой и его близкий приятель, Нагасава. "Он любит и умеет изображать перепады в настроении героев" — ни один из читателей, пожалуй, никогда не забудет эмоциональные взрывы Наоко. Я, конечно, могу еще продолжить гомологичный ряд, но вывод остается один: читаем Софокла.

А так книга, действительно, достойна внимания. Это тот роман, который принес автору поистине всемирную известность. Не must read, но почему бы и нет.

Ярлыки: ,

Комментарии: 1:

Blogger Sergey Surkov сказал(а)...

Мне очень нравится его творчество, из последних прочел Ничья на карусели, и Край обетованный. Книги очень интересные, извлек массу полезной информации, а самое главное давно закрадывались подобные мысли проблемы, но нескем их было обсудить. Книга для меня очень многое значит!

27 января 2010 г. в 20:34  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница